Новая лаборатория автоматизации

Повышаем качество и производительность вашего производства.

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Философия техники и технических наук

темы лекций

E-mail Печать PDF

«Философские проблемы техники и технических наук»

1. Техника: понятие, происхождение, сущностные характеристики.

2. Техническая деятельность: понятие, структура, основные этапы и фазы.

3. Основные исторические этапы развития техники (зарождение техники, ремесленная, машинная, современная (информационная) техника).

4. Образы техники в культуре.

5. Специфика философского осмысления техники. Предмет и объект философии техники.

6. Становление философии техники.

7. Основные направления философии техники.

8. Технологический детерминизм: понятие и основные формы.

9. «Технократизм» как социально-философское учение (Т. Веблен, Дж.К. Гэлбрейт).

10. Теории постиндустриального и информационного общества.

11. Технофобия как представление о технике и современная концептуальная установка.

12. Становление технически подготавливаемого эксперимента.

13. Природа и техника, «естественное» и «искусственное».

14. Роль техники в естествознании.

15. Основные концепции соотношения науки и техники.

16. Исторические ступени рационального обобщения в технике.

17. Становление и развитие современной инженерной деятельности.

18. Методологические проблемы технических наук.

19. Специфика технических наук и особенности технической теории.

20. Особенности неклассических научно-технических дисциплин.

21. Системотехническая деятельность.

22. Социотехническое проектирование.

23. Основные уровни социальной оценки техники.

24. Проблема комплексной оценки последствий развития техники.

25. Социальная оценка техники как новая научно-техническая дисциплина.

26. Концепция устойчивого развития и новые представления о научно-техническом прогрессе.

27. Профессиональная и социальная ответственность в науке и технике.

28. Проблема «техника и нравственность» в русской философии.

29. Проблема человека в научно-техническую эпоху.

30. Особенности и проблемы цивилизационного развития в научно-техническую эпоху.

 

философы 5

E-mail Печать PDF

ФРЕЙД Зигмунд

1856–1939

Австрийский врач, психолог, мыслитель, основатель психоанализа. К концептуальному ядру теории Фрейда относятся концепция психоневроза и учение о психическом аппарате, базирующиеся на идее бессознательного.

ГУССЕРЛЬ Эдмунд

1859–1938

Немецкий философ, родоначальник феноменологии, ученик Брентано. Критикуя современную философию, утверждал, что она еще не существует как наука.

БЕРГСОН Анри

1859–1941

Французский философ, возродивший традиции классической метафизики, один из основоположников гуманитарно–антропологического направления западной философии. Представитель интуитивизма, эволюционистского спиритуализма и "философии жизни". Лауреат Нобелевской премии по литературе.

ДЬЮИ Джон

1859–1952

Американский философ, систематизатор прагматизма, создатель школы инструментализма. Основное понятие философии Дьюи — опыт, толкуемый чрезвычайно широко — от всей активной человеческой деятельности до отношений человека и природы.

АДЛЕР Альфред

1870–1937

Австрийский психолог и мыслитель, психиатр, представитель психоанализа, создатель так называемой «индивидуальной психологии».

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич

1871–1944

Русский религиозный философ, публицист, общественный деятель. Увлекался марксизмом, специализировался в годы учебы на политической экономии.

БОГДАНОВ Александр Александрович
(Малиновский)

1873–1928

Русский философ, экономист, врач, ученый–естествоиспытатель, активный революционный деятель пролетарского движения.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович

1874–1946

Русский философ, публицист, религиозный мыслитель, развернувший систему своих идей в философию свободы и творчества экзистенциального типа, которую сам в ранний период называл «философским спиритуализмом», а позже — «эсхатологической матефизикой».

ЮНГ Карл Густав

1875–1961

Швейцарский психолог, мыслитель, основатель «аналитической психологии». С 1906 года — ученик и ближайший соратник З. Фрейда.

ШПЕНГЛЕР Освальд

1880–1936

Немецкий философ, представитель философии жизни. Философия истории, которой посвящено все его творчество, и есть, с его точки зрения, подлинная философия.

ОРТЕГА–И–ГАССЕТ Хосе

1883–1955

Испанский философ, публицист и общественный деятель. Его творчество является синтезом ряда современных философских направлений (неокантианства, феноменологии, философии жизни, экзистенциализма) и своеобразным ответом на них.

ЯСПЕРС Карл

1883–1969

Немецкий философ и психиатр, один из создателей экзистенциализма. Доктор медицины (1909). Доктор психологии (1913). Профессор психологии (с 1916), профессор философии (с 1922) Гейдельбергского (1916–1937, 1945–1948) и Базельского университетов (1948– 1961). Стиль Ясперса — свободное философствование о жизненно важных вопросах.

БАХТИН Михаил Михайлович

1895–1975

Философ, филолог, культуролог. Преподавал философию и литературу, занимался научной деятельностью.

ХАЙДЕГГЕР Мартин

1889–1976

Немецкий философ, экзистенциалист, один из крупнейших мыслителей XX в. Его учение имеет также прямое отношение к таким философским направлениям, как герменевтика и феноменология. Сам Хайдеггер называл свою философию «фундаментальной онтологией».

КАСТАНЕДА Карлос

1896–1958

Американский ученый мексиканского происхождения, профессор антропологии Калифорнийского университета. В его работах предстает первичная и поистине удивительная реальность магического мира, где нарушен закон физической причинности, смещены позиции формальной логики, разрушены основы времени, пространства и здравого смысла.

КАМЮ Альбер

1913–1960

Французский философ экзистенциальной ориентации, публицист, писатель, драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957). Камю в своих работах размышлял о смысле существования человека в его конечности и одинокости.

ХАБЕРМАС Юрген

р. в 1929

Немецкий философ, социолог и культуролог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму. Автор теории «коммуникативного действия», представитель «второго поколения» Франкфуртской школы.

 

философы 4

E-mail Печать PDF

ГЕРЦЕН Александр Иванович

1812–1870

Русский философ–материалист, революционный демократ, писатель и публицист, один из идейных вдохновителей революционно–демократического движения в России.

КЬЕРКЕГОР Серен Ааби

1813–1855

Датский философ, «философ страдания», теолог, писатель, предшественник философии экзистенциализма. Ближе всего для его работ подошло бы название литературно–психологических эссе на религиозно–этические темы.

СПЕНСЕР Герберт

1820–1903

Английский философ и социолог, один из главных представителей эволюционизма. Считал эволюцию всеобщим процессом в области мира явлений, описал всеобщие законы эволюции. Творчество Спенсера оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу своей эпохи. Теоретические взгляды С. формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции.

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич

1822–1885

Русский философ, социолог, писатель, естествоиспытатель. Был близок к славянофилам убеждением в своеобразии русской культуры и ее исторического пути.

ДИЛЬТЕЙ Вильгельм

1833–1911

Немецкий философ и историк культуры, один из основателей философии жизни, родоначальник понимающей психологии. Дильтей синтезировал идеи немецкого романизма, немецкой классической философии, позитивизма и неокантианства.

МАХ Эрнст

1838–1916

Австрийский физик и философ–идеалист, представитель эмпириокритицизма, психолог. Профессор физики университета в Граце (1864–1867). Профессор физики (с 1867) и ректор (с 1879) Пражского (с 1882 – Немецкого в Праге) университета. Профессор философии Венского университета (1895– 1901).

ПИРС Чарльз Сандерс

1839–1914

Американский философ, логик, математик, "отец научной философии США". Наиболее известен как родоначальник прагматизма. Ввел в философию понятие "прагматизм" (а также и "прагматицизм", что не привилось) как обозначение нового философского направления. Профессор в Кембридже, Балтиморе и Бостоне. Член Американской академии наук и искусств (1877).

ДЖЕМС (Джеймс) Уильям

1842– 1910

Американский психолог и философ, профессор (преподавал, в частности, анатомию и физиологию) Гарвардского университета (1889–1907), один из основателей прагматизма. Развил идеи Ч. Пирса, положив их в основание своего учения.

АВЕНАРИУС Рихард

1843–1896

Швейцарский философ–идеалист, один из основоположников эмпириокритицизма. Профессор Цюрихского университета. Центральное понятие философии Авенариуса – опыт, в котором он стремился растворить противоположность материи и духа, физического и психического. Философия Авенариуса является реакцией на философский идеализм, возрождение которого пришлось на последнюю треть XIX века.

НИЦШЕ Фридрих Вильгельм

1844–1900

Крупный немецкий философ, предвозвестник «философии жизни», экзистенциальной философии и философской антропологии. В своем творчестве отразил драматизм и противоречие эпохи перехода от классической философии к философии современной.

ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм

1848–1915

Немецкий философ, основатель Баденской школы неокантианства. В центре философской концепции Виндельбанда — учение об общезначимых ценностях.

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич

1853–1900

Русский религиозный философ, поэт, публицист. Делом всей его жизни было создание системы православной философии, предполагающей единство теории и жизненного, практического действия.

 

философы 3

E-mail Печать PDF

МОНТЕСКЬЕ Шарль–Луи

1689–1755

Французский философ–просветитель, писатель и историк, сотрудник «Энциклопедии», редактируемой Д. Дидро. Обладал обширными познаниями в области естественных и общественных наук, искусства и религии.

ВОЛЬТЕР Франсуа Мари Аруэ Ле Жен

1694–1778

Французский философ, писатель, публицист, представитель Просвещения. Вольтер способствовал распространению идей английского эмпиризма во Франции, известен своей резкой критикой религии.

ЛАМЕТРИ Жюльен Оффре де

1709–1751

Французский философ–материалист, естествоиспытатель, врач. Ламетри считал себя последователем Декарта, имея в виду его учения о материи.

ЮМ Давид

1711–1776

Английский философ, историк, публицист, сторонник агностицизма, экономист, автор публицистических работ. Представитель субъективно–идеалистической традиции в философии Нового времени.

ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан

1715–1771

Французский философ–материалист, последователь сенсуализма Дж. Локка, противник агностицизма, критик идеи бессмертия души и существования Бога.

ГОЛЬБАХ Поль Анри

1723–1789

Один из основателей французского материализма XVIII в. Принимал участие в создании «Энциклопедии». Гольбах сенсуалист, критиковал идеализм с позиций материалистически ориентированного здравого смысла, отрицал агностицизм Дж. Беркли.

КАНТ Иммануил

1724–1804

Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, основатель так называемой трансцендентальной философии; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794). Выступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с дуалистическим учением о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Идеи Канта знаменуют начало так называемого «второго антропологического поворота» в философии (авторство первого антропологического поворота приписывается Сократу).

ФИХТЕ Иоганн Готлиб

1762–1814

Немецкий философ–идеалист, наряду с Кантом, Гегелем, Шеллингом — представитель немецкой классической философии.

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих

1770–1831

Немецкий философ, создавший на объективно–идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие — развитие — есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий. Создатель неформальной — диалектической логики.

ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф

1775–1854

Немецкий философ–идеалист, представитель немецкой классической философии наряду с Кантом, Гегелем, Фихте.

ШОПЕНГАУЭР Артур

1788– 1860

Немецкий философ, основоположник системы, проникнутой волюнтаризмом, пессимизмом и иррационализмом. Представитель философского иррационализма, один из разрушителей классического типа философствования.

КОНТ Огюст

1798–1857

Французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший большое литературное наследие, в т.ч. шеститомный "Курс позитивной философии" (1830–1842).

ФЕЙЕРБАХ Людвиг

1804–1872

Представитель немецкой классической философии, философ–материалист. По его собственным словам, Фейербах был человеком, «поссорившимся с Богом и миром».

 

философы 2

E-mail Печать PDF

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ

1033–1109

Средневековый теолог и философ. Ансельма называют первым схоластиком, поскольку он впервые отчетливо выразил и попытался реализовать основную идею схоластической философии о необходимости использования рациональных принципов для оправдания христианских истин.

АБЕЛЯР Пьер

1079–1142

Средневековый философ, теолог, поэт. Один из основателей схоластического метода, исходным принципом которого служит сомнение.

ФОМА АКВИНСКИЙ

1221–1274

Средневековый философ, теолог, «учитель церкви», основатель томизма. Центральная фигура периода схоластики, «ангельский» доктор, соединяющий интеллектуализм с неколебимой верой.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ

1401–1464

«Первый философ Возрождения», немец по происхождению, кардинал, автор концепции мистического пантеизма. Стиль его творчества сочетает черты средневековой схоластики и гуманизма Возрождения.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

1469–1536

Нидерландский философ–гуманист, богослов, ученый и писатель, представитель «Северного Возрождения».

МАКИАВЕЛЛИ Никколо

1469–1527

Представитель социальной философии итальянского Возрождения, мыслитель, политический деятель, развивавший идеи сильной государственной власти.

МОР Томас

1478–1535

Английский философ, писатель, гуманист, крупный политический деятель.

МОНТЕНЬ Мишель

1533–1592

Французский гуманист, философ, писатель, политический деятель, представитель возрожденческого скептицизма.

БЭКОН Фрэнсис

1561–1626

Английский философ–материалист, политический деятель, писатель, представитель эмпиризма. В его произведениях ярко проявилась духовная атмосфера нового времени, эпоха становления промышленного капитализма.

ГОББС Томас

1588–1679

Английский философ, создатель системы механического материализма. Отрицал субстанциональное бытие души. Для теории познания Гоббса характерно сочетание сенсуализма, номинализма и конвенционализма.

ДЕКАРТ Рене

1596–1650

Французский философ, один из виднейших представителей философского рационализма. Создатель аналитической геометрии, в механике сформулировал законы сохранения и инерции, в оптике — закон преломления света. Декарт также является одним из основоположников психофизиологии.

СПИНОЗА Барух (Бенедикт)

1632–1677

Нидерландский философ, представитель натуралистического пантеизма. Один из главных творцов метафизики своего века, которая включает учение о бытии, о принципах знания, являющихся введением в разработанную им этику и социально–политическую философию.

ЛОКК Джон

1632–1704

Английский философ–просветитель, сторонник сенсуализма. Философские интересы Локка концентрировались прежде всего вокруг вопросов гносеологии.

ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм

1646–1716

Немецкий философ, математик, юрист, историк, языковед, организатор науки. Лейбниц внес вклад в развитии логики; был организатором Прусской Академии наук, подготовил для Петра I проект организации Российской Академии наук.

БЕРКЛИ Джордж

1685–1753

Английский философ, епископ Клойнский, теолог, математик, физиолог. Традиционно учение Беркли оценивают как «субъективный идеализм», хотя оно выходит за рамки этой однозначной оценки. Сам Беркли называл его «имматериализмом».

 

философы

E-mail Печать PDF

ФАЛЕС

конец VII — первая половина VI в. до н.э.

Первый из философов Милетской школы, по преданию — один из семи греческих мудрецов; древнегреческий философ «физиса», по традиции открывает ряд западноевропейских философов.

ЛАО–ЦЗЫ (Ли Эр)

6–5 вв. до н.э.

Полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая; традиция называет его автором "Дао дэ цзин" – "Книги о дао–пути и благой силе–дэ".

АНАКСИМАНДР

610–540 гг. до н.э.

Древнегреческий философ «физиса», представитель Милетской школы (Иония, Малая Азия), ученый и натурфилософ, младший современник Фалеса.

АНАКСИМЕН

6 в. до н.э.

Древнегреческий философ «физиса», ученик Анаксимандра, последний представитель Милетской школы греческой философии. В центре внимания Анаксимена — вопросы «философии природы».

КОНФУЦИЙ
(Кун–Фу–цзы, Кун–цзы, «Учитель Кун»)

551–479 до н.э.

Китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства – идейного течения, просуществовавшего более двух тысячелетий. Политический деятель, педагог, создатель оригинальной этико–политической системе на основе идей самовоспитания и всеобщих правил нравственности.

ГЕРАКЛИТ Эфесский

около 544–480 гг. до н.э.

Древнегреческий философ из Эфеса, города в Малой Азии, считается основоположником диалектики.

АНАКСАГОР

около. 500–428 г. до н.э.

Древнегреческий философ из Клазомен (Малая Азия). Кроме решения философских проблем занимался геометрией, астрономией, метеорологией. Выдвинул положение о вечности бытия.

СОКРАТ

около 470–399 до н.э.

Античный мыслитель, первый (по рождению) афинский философ. Полагая, что "письмена мертвы", отдавал предпочтение устному рассуждению в ходе диалогов на площадях и в палестрах. С идеями Сократа можно познакомиться по работам его великого ученика — Платона.

ПЛАТОН Афинский

428/427–348/347 до н.э.

Древнегреческий философ, классик философской традиции; мыслитель мирового масштаба, к чьей оригинальной философской концепции генетически восходят многие направления классического философствования и европейский стиль мышления в целом. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах собственную философскую школу — Академию. Создатель первого развитого учения античного идеализма.

АРИСТОТЕЛЬ

384 – 322 до н.э.

Древнегреческий философ и ученый–энциклопедист. Обобщил достижения современной ему физики, астрономии, биологии и ряда других дисциплин. Явился основоположником формальной логики, предложив модально–временную логику и систему силлогистики, а также неформальной логики, разработав теорию аргументации. Выдающийся ученик Платона; один из слушателей его Академии. В 335 г. до н.э. основал собственную философскую школу — Ликей. Воспитатель Александра Македонского.

СЕНЕКА Луций Анней

5 г. до н.э. — 65 г.н.э.

Древнеримский философ, поэт и государственный деятель, представитель стоического платонизма; талантливейший оратор своего времени. Воспитатель Нерона; обвиненный в заговоре, по его приговору покончил жизнь самоубийством.

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

335–около 394

Один из представителей патристики, писатель, богослов, церковный деятель, защитник христианства от ереси ариан и апполинариев на Вселенских Соборах. Авторитетный толкователь Священного писания и Предания.

АВГУСТИН Аврелий (Блаженный)

354–430

Крупнейший средневековый христианский теолог и философ, представитель зрелой патристики, оказавший существенное влияние как на развитие христианского богословского канона (и в католической, и в православной, и в протестантской его версиях), так и на эволюцию культуры западного образца в целом. Систематизатор христианского мировоззрения, христианизовал платонизм.


 

30. Научно-технический прогресс и проблемы современного цивилизационного развития.

E-mail Печать PDF

(Шаповалов, В. Ф. Философия науки и техники: О смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи : учебное пособие / В. Ф. Шаповалов. – М. : Фаир-Пресс, 2004. – 320 с.)

Взаимозависимость между научно-техническим развитием и развитием общества также подчинена закону эволюции. Это означает, что успешность развития того или иного общества (прежде всего, той или иной страны), в конечном итоге – его выживаемость зависит от степени его адаптации к особенностям данного этапа научно-технического прогресса и к его возможным тенденциям.

Адаптация в данном случае означает не примитивное приспособление, а способность определенного общества своевременно и гибко перестраивать общественную структуру с учетом новых научно-технических достижений, умение использовать их для повышения эффективности производства и экономики в целом, для укрепления своих позиций в мире и главное – во благо населения, для повышения качества жизни людей. Способность к адаптации определяется уровнем общей культуры данного общества и ее особенностями, спецификой его творческого потенциала, интеллектуальным уровнем, волевыми и нравственными качествами руководителей высшего и среднего звена, наличием квалифицированных специалистов и системы их подготовки.

Сточки зрения современного эволюционного подхода достижения науки и техники выступают как своеобразный вызов, ответ же зависит от данного конкретного общества. Если данное сообщество не в состоянии найти адекватный ответ, то оно обречено на то, чтобы влачить жалкое существование и, в предельном случае, на вымирание, на поглощение другими обществами. Следует признать, что развитие науки и техники вновь и вновь ставит все страны и человечество в целом перед жесткой дилеммой: либо найти адекватные ответы, либо исчезнуть с лица земли, оставив после себя лишь памятники и ископаемые останки культуры. Это закон отбора тех, кто приспособился к существованию в условиях научно-технической эпохи, и «отбраковки» тех, кто не смог адекватно адаптироваться к изменившимся условиям. В этом он подобен закону эволюции живых существ в соответствии с теорией Дарвина. Но он имеет и отличия.

Главное отличие состоит в следующем: если биологическая эволюция определяется случайным появлением признаков, позволяющих тому или иному виду животных и растений приспособиться к изменившимся условиям, то социальная эволюция непосредственно зависит от воли и сознания людей.

Сегодня ни одна страна (даже из числа самых развитых, передовых и богатых) не может себе позволить занять передовые рубежи на всех направлениях научно-технического прогресса. Приходится выбирать лишь отдельные из них. Иначе говоря, необходимо искать свою «нишу» в общемировом разделении труда в научно-технической сфере. При этом предпочтение следует оказывать тем направлениям, которые в данной стране уже имеют прочный задел, где сложились определенные традиции, имеются кадры соответствующей квалификации и система их подготовки. Для России к таким направлениям следует отнести космос, ядерную энергетику, военную технику и вооружения и ряд других.

 

В странах, освоивших современные достижения науки и техники и вступивших в постиндустриальную эпоху, изменяется структура занятости населения, что ведет к изменению социально-классовой структуры общества. К концу ХХ века в США в сфере услуг было занято 75 % населения, в промышленности – 22 % и лишь 3 % - в сельском хозяйстве. Сфера услуг охватывает отнюдь не только услуги в области быта. Речь идет прежде всего об услугах информационных, деловых и профессиональных, об услугах по правовому и организационному обеспечению того или иного вида деятельности, о рекламе, «паблик рилейшнз», услугах в области медицины, здравоохранения, образования, торговли, транспорта, связи и т.д.

В постиндустриальном обществе резко возрастает значение образования, повышается статус широко образованных людей.

В постиндустриальном обществе отсутствует присущее обществу индустриального типа четкое деление на социальные классы: буржуазию, пролетариат и крестьянство. Научно-технический прогресс не отменяет структурированность общества на классы, но видоизменяет и усложняет ее. Это обусловлено, в частности тем, что научно-технический прогресс ведет к дальнейшему разделению труда, к появлению новых социальных функций, профессий и специальностей. Тенденция такова, что в обозримой перспективе ожидать исчезновения классов или упрощения социальной дифференциации не приходится. Более того, наличие в обществе определенной структурированности и, соответственно, разнообразных социальных и иных групп или классов – это условие его жизнеспособности.

В обществе индустриального типа к числу лиц наемного руда относились преимущественно промышленные рабочие, составлявшие значительную часть всего населения. В постиндустриальном же обществе к лицам наемного труда формально можно отнести не только рабочих, не только инженеров и техников, но даже и высокопоставленных и высокооплачиваемых менеджеров крупных компаний. Вместе с тем практически каждый труженик имеет в виде акций и других ценных бумаг свою долю в прибылях компании и может оказывать известное влияние на экономическую политику компании.

Занятость большинства населения в сфере, которую принято называть сферой услуг, не позволяет четко классифицировать население по критериям характера труда, типа и размера собственности. Более простой и более адекватной является классификация по уровню доходов. Классификацию по уровню доходов называют социальной стратификацией. В постиндустриальном обществе принято выделять несколько основных страт, которые, впрочем, иногда по привычке называют классами.

 

Особая роль в социальной структуре постиндустриального общества принадлежит так называемому среднему классу.

Наряду со средним классом выделяются относительно небольшие социальные группы с высоким и очень высоким уровнем доходов, с одной стороны, и крайне низким – с другой. Еще одну, численно незначительную, но социально значимую группу составляют маргиналы – люди опустившиеся, выброшенные на обочину жизни общества.

Подробнее...
 

29. Проблема человека в научно-техническую эпоху.

E-mail Печать PDF

(Шаповалов, В. Ф. Философия науки и техники: О смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи : учебное пособие / В. Ф. Шаповалов. – М. : Фаир-Пресс, 2004. – 320 с.)

Все разделы философского знания прямо или косвенно служат поиском ответов на вопросы о человеке. Это относится и к философии науки и техники.

Классические философские теории, сложившиеся в XVII-XIX вв., ставили своей задачей объяснение человеческого познания, исходя из общих философских принципов. Для этого философ стремился, построив модель «человека вообще», то есть человека, лишенных конкретных характеристик (национальных, конфессиональных, расовых и т.д.), описать наиболее общие («сущностные») черты процесса познания.

В рамках философских принципов познания философы-классики исходили из предпосылки, что по меньшей мере для части человеческого познания имеется надежный фундамент («абсолютное основание»), поэтому свою задачу они видели в том, чтобы выявить и описать такой фундамент. Однако следует признать, что все попытки предшествующей философии найти такой прочный фундамент, предельно надежное основание для научного познания оказались безуспешными.

Задача методологического обоснования науки не могла быть успешно решена из-за того, что философы-классики не принимали во внимание эволюцию познавательных способностей человека, которая является продолжением общего процесса эволюции всех живых существ.

Речь идет не об эволюции отдельного индивида – онтогенезе, а об эволюции человеческого рода – филогенезе. Эволюция человеческого рода не закончилась на том этапе, когда он выделился из животного царства. Она продолжилась в человеческом обществе, продолжается и сегодня. Имеется в виду эволюция познавательных и других интеллектуальных способностей. Наука и техника, с одной стороны, свидетельствуют о существовании такой эволюции, с другой - выступают одним из основных ее факторов.

Не следует забывать, что интеллектуально-познавательная сторона отнюдь не исчерпывает всей духовной стороны человека. Между тем развитие системы «наука-техника» стимулирует, прежде всего, развитие интеллекта. Что же касается собственно духовных качеств, то есть тех, которые аккумулируют в себе непреходящие духовные ценности (метафизические ценности) – такие, как добро, красота, солидарность, милосердие, сострадание, любовь к ближнему и «дальнему» и другие, то стимулом их развития научно-технический прогресс служить не может.

В результате филогенетической эволюции новорожденный человек уже обладает целым рядом весьма развитых интеллектуально-познавательных способностей. Вот почему К. Лоренц считает, что «вряд ли в истории человеческого разума было большее заблуждение, чем мнение эмпиристов, будто человек до всякого индивидуального опыта есть чистый лист, «tabula rasa»» (Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998. С. 302). Резко отрицательное отношение к кантовскому априоризму постепенно уходит в прошлое. Известная отечественная исследовательница Л.А. Микешина отмечает: «Сегодня очевидно, что априорность представлений о времени укоренена в культуре, материальной и духовной деятельности человека» (Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002. С. 89-90).

Тезис, согласно которому эволюция способностей человека продолжает сегодня и будет развиваться в дальнейшем, означает, что с развитием науки и техники каждое новое поколение в целом будет обладать все большим спектром врожденных интеллектуально-познавательных способностей. Этот тезис следует воспринимать как относящийся не буквально к каждому индивиду, а к человеческому роду в целом. Наиболее интенсивно процесс развития врожденных способностей к восприятию и переработке информации протекает там, где научно-техническое развитие идет быстрыми темпами, поскольку прогресс науки и техники отбирает именно эти способности и способствует их наследственному закреплению.

Подробнее...
 


Страница 1 из 5

Поиск по сайту

Голосование

Какую среду программирования вы используете чаще всего?
 

Посетители