Новая лаборатория автоматизации

Повышаем качество и производительность вашего производства.

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

22. Методология и ее задачи. Уровни научного познания: общая характеристика

E-mail Печать PDF

 

22. Методология и ее задачи. Уровни научного познания: общая характеристика.

Познание всех сфер объективной реальности осуществляется на основе того или иного метода. В самом общем виде метод познания можно определить следующим образом: это есть форма теоретического освоения действительности, исходя из закономерностей движения изучаемого объекта. Метод – это система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности. Под методом всегда имеют в виду систему регулятивных принципов познавательной теоретической деятельности, разработанных субъектом познания. Они определяют путь, способ достижения заданной цели проникновения в сущность исследуемого объекта. В содержание понятия "метод" входит способ получения научных фактов, правила их фиксации, объединения в логическую систему, формы перехода от разрозненных эмпирических фактов к формулировкам законов, к теории исследуемого объекта.

Порядок применения различных методов в общем познавательном процессе, как и в конкретном научном исследовании, называют методикой. В науке также используется понятие методологии как философского учения о методах познания и преобразования действительности. В его основе лежат принципы применения мировоззренческих установок к процессу познания, духовному творчеству вообще, равно как и к практике.

Порядок применения различных методов в общем познавательном процессе, как и в конкретном научном исследовании, называют методикой. Понятие методология имеет два основных значения:

- система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности;

- учение об этой системе.

Основные задачи методологии:

- определение стратегии научного познания;

- внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта;

- изучение не только методов, но и прочих средств, обеспечивающих исследование, к которым можно отнести принципы, понятия, категории, ориентации и т.д.

- разработка методологических новаций.

М-я как общая теория метода формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, средств и приемов, которые были открыты в философии, науке и других формах деятельности людей. Исторически первоначально методология разрабатывалась в рамках фил-и, поэтому она до сих пор тесно с ней связана.

Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных уровня — эмпирический и теоретический. Они хотя и связаны, но отличаются друг от друга по трем основным критериям:

1. по характеру предмета исследования

2. типу применяемых средств

3. особенностям методов.

Э и Т уровни имеют дело с разными средами одной и той же действительности. Э. исследование изучает явления и их взаимодействие. На уровне Э. познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде. Задача теоретического уровня состоит в познании сущности явлений, их закона. Э. исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами реальности.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность — характерные признаки эмпирического познания.

Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций». Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания.

Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучнаярефлексия, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

 

 

Поиск по сайту

Голосование

Какую среду программирования вы используете чаще всего?
 

Посетители